НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

 

Автономная этика (автономия морали) – (от греческого autonomos, ‘управляемый собственными законами’), тип этической теории, которая обосновывает мораль исходя из ее собственных законов, придает ее принципам самодовлеющий смысл. Противостоит гетерономной этике, объясняющей нравственность из внешнего к ней начала. Примерами гетерономной этики могут служить гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, согласно которым нравственность имеет производный характер и выводится соответственно из понятий наслаждения, счастья, пользы.

Авторитет – (от латинского auctoritas, ‘власть, влияние, значение’). 1) общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте. Ресурс обеспечения дисциплины, способ регулирования и направления деятельности людей посредством влияния, которое оказывают на их убеждения и поведение отдельные лица, группы лиц, организации (так называемые носители авторитета); 2) человек, пользующийся всеобщим уважением, признанием, имеющий влияние на окружающих. В зависимости от сферы общественной жизни, в которой проявляется авторитет, и способа, каким осуществляется влияние на людей, различают экономический, правовой, политический, профессиональный, научный, моральный и др. виды авторитета. Особую роль в жизни общества занимает нравственный авторитет – духовная власть над сознанием людей, которой обладают лица и организации в силу присущих или приписываемых им моральных достоинств.

Аксиологическая функция морали – (от греческого axia, ‘ценность, достоинство’), заключается в формировании ценностных ориентаций человека и системы ценностей, существующей в обществе.

Альтруизм – (франц. altruisme от лат. alter, ‘другой’), моральный принцип, противоположный эгоизму, ставящий в центр внимания интересы другого, предписывающий человеку бескорыстное служение ближнему, готовность пожертвовать своим интересом для блага других людей.

Аморализм – (выражающая отрицание приставка «а» + «мораль»; в качестве синонима используется также термин «имморализм»), принцип поведения, обосновывающий нигилистическое отношение к общественным, и в первую очередь к общечеловеческим, нормам морали и провозглашающий безнравственность законным способом поведения личности. Формы проявления аморализма различны. Это может быть откровенный цинизм, человеконенавистничество, полная беспринципность в осуществлении эгоистических интересов или же, наоборот, псевдогуманная терпимость и смирение по отношению к преступным действиям других. К аморализму следует отнести также признание законным использование любых, в том числе безнравственных, средств для достижения якобы моральных целей, в частности, изуверства, демагогии. Наконец, аморализм может выражать протест против лицемерия господствующей морали в форме анархического бунта.

Благо – общее понятие, употребляемое для общего обозначения всякой положительной ценности предметов и явлений. Природные и общественные явления становятся благами лишь постольку, поскольку они удовлетворяют положительные человеческие потребности, способствуют социальному прогрессу. Различают материальные и духовные, личные и общественные блага.

Материальные блага – предметы, полезные для жизни человека (пища, одежда, жилище и т.д.).

Духовные блага – то, что служит для удовлетворения духовных потребностей человека: духовные ценности (образование, достижения культуры, искусства), нравственные ценности (добро, достоинство, честь и т.д.), эстетические ценности (красота).

Личные блага – это совокупность частных условий жизни человека и личного развития, зависящая от общих социальных условий.

Общественные блага – это совокупность общих материальных и духовных условий общественной жизни, которая обеспечивает обществу и каждому человеку определенные условия для развития.

Благодарность – чувство признательности за оказанное добро, особое отношение человека к оказавшему ему в прошлом благодеяние, услугу лицу (группе, организации), выражающееся в особом чувстве готовности ответить взаимным благодеянием и в соответствующих практических действиях.

Благородство – слово, первоначально означавшее знатное аристократическое происхождение, в этике – моральное качество, характеризующее поступки людей с точки зрения возвышенных мотивов, которыми они продиктованы. Оно включает целый ряд более частных положительных качеств (способность пренебречь личными интересами, высокая нравственность, безукоризненная честность, самоотверженность, верность высоким идеалам, мужество, великодушие и др.)

Боевые традиции – особые отношения и формы поведения, которые возникают на основе общего служения и регулируют поведение людей в воинских формированиях или служебных коллективах при решении боевых или оперативно-служебных задач.

Вежливость – моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Вежливость – непременное требование культуры поведения, она включает внимательность, внешнее проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, деликатность, такт. Противоположностью вежливости являются грубость, хамство, проявление высокомерия и пренебрежительного отношения к людям.

Взаимопомощь – отношения между людьми в коллективе, возникающие в условиях общности интересов и целей, когда объединение усилий и разделение функций предполагают взаимную поддержку индивидуальных усилий каждого.

Вина – положение (состояние), противоположное правоте, в котором оказывается человек, нарушивший нравственные или правовые нормы, совершивший проступок или преступление. Поскольку человек, опираясь на разум и волю, совершает выбор, выбирает свой образ действий и является ответственным перед обществом за собственные поступки, он выступает как виновный, если избежал возложенной на него ответственности, пренебрег принятыми моральными ценностями и не исполнил своего нравственного долга. В праве установление вины человека, игнорирующего общественные интересы и нормы, является основанием для назначения ему наказания, в морали же вина влечет за собой лишь осуждение общественным мнением. В том случае, когда человек сам признает свою вину, он может испытывать страдание, угрызения совести, раскаяние, чувство стыда или же просто страх перед возмездием.

Воздаяние – вознаграждение или наказание человека за совершенные им действия в соответствии с их моральной ценностью. Эквивалентное воздаяние издавна считалось одним из непременных требований справедливости; без него представлялось невозможным требовать от людей выполнения определенных норм поведения. Принцип справедливого воздаяния используется в праве (наказание сообразно с мерой преступления), а также лежит в основе материального стимулирования деятельности людей. В морали проблема справедливого воздаяния возникает тогда, когда люди начинают отличать личные интересы от общественных. Подлинно моральными санкциями являются поощрение и наказание, осуществляемые посредством духовного воздействия на людей.

Волюнтаризм – (от латинского voluntas, ‘воля’). 1) направление в философии, рассматривающее неразумную, беспричинную волю в качестве высшего принципа бытия: нет ничего выше «хотения», а разум только обслуживает эту волю; 2) деятельность, не считающаяся с объективными условиями, характеризующаяся произвольными решениями осуществляющих ее лиц, не предполагающая никакого самоограничения.

Воля – способность человека желать чего-то и стремиться к чему-то. Надо различать волю природную (мне хочется) от воли личностной (я так решил): первая выражает желания, возникающие помимо сознательных усилий человека, а вторая – сознательный выбор линии поведения, способность принимать решение и понуждать себя к действию. Отсюда разница понятий «вольная жизнь» (то есть жизнь по своим «хотениям») и «сила воли» (то есть господство над собственными «хотениями»).

Воспитание нравственное – составная часть единого процесса общественного воспитания. Необходимость регулирования обществом поведения людей включает с точки зрения морали две взаимосвязанные задачи:

– во-первых, выработку нравственных требований, которые находят отражение и получают обоснование в моральном сознании общества в виде норм, принципов, идеалов, понятий справедливости, добра, зла и т.п.;

– во-вторых, внедрение этих требований и связанных с ними представлений в сознание каждого отдельного человека, с тем чтобы он мог сам направлять и контролировать свои действия, а также участвовать в процессе регулирования общественного поведения, т.е. предъявлять моральные требования к другим людям и оценивать их поступки. Вторая задача и решается путем нравственного воспитания, которое включает формирование у человека соответствующих убеждений, нравственных чувств, привычек, потребностей, устойчивых моральных качеств.

Воспитательная функция морали – осуществляется через механизмы нравственного воспитания (см. выше) в процессе социализации индивида, а также межгруппового взаимодействия. При этом приводятся в определенную концептуально организованную систему нравственные нормы, привычки, обычаи, нравы, общепризнанные образцы поведения, осуществляется перевод нравственных знаний в нравственные убеждения личности, развивается способность творческой интерпретации нравственных знаний и убеждений применительно к конкретным ситуациям.

Выбор моральный – акт моральной деятельности, исканий личности, выражающийся в сознательном предпочтении определенной системы ценностей, линии поведения или конкретного варианта поступка, когда человек самостоятельно должен принять моральное решение и обеспечить его реализацию. Предпочтение одного поступка другому обязывает соотнести моральный выбор с обстоятельствами, соединить целесообразность с моральной принципиальностью, гуманностью, выбрать необходимые средства, обеспечивающие достижение цели и органическое единство мотива и последствий. Особенно отчетливо моральный выбор проявляется в конфликтной ситуации, когда сталкиваются между собой интересы личности и общества, собственные и чужие интересы или же вступают в противоречие различные моральные требования. Моральные требования, предъявляемые к лицу, находящемуся в конфликтной ситуации выбора, предполагают учет последствий принимаемого решения и повелевают предпочесть вариант, имеющий результатом минимум зла и максимум добра.

Выдержка – моральное качество, в котором находят конкретное проявление определенные стороны самообладания; включает:

– умение человека осуществлять контроль над своими чувствами, подчинять свои действия достижению поставленной цели, несмотря на возникающие препятствия и непредвиденные обстоятельства (настойчивость);

– способность преодолевать трудности, подавлять в себе малодушное желание отказаться от намеченных задач (упорство);

– верность избранным идеалам и принципам вопреки тяготам и лишениям, пассивному или активному противодействию и принуждению со стороны открытых врагов (стойкость);

– умение подавлять в себе раздражение, пессимистические или, наоборот, авантюристические настроения при столкновении с сопротивлением окружающих.

Высоконравственная личность – личность, для которой в выстраивании своей внутренней душевной жизни и внешнего поведения первостепенное значение имеют нравственные ценности и принципы. Внутренняя духовная мотивация поступка при этом составляет необходимый фундамент и главный смысл высокой нравственности, как качества личности.

Героизм – (от греческого heros, ‘исключительный по смелости или по своим доблестям человек’), особая форма человеческого поведения, которая в нравственном отношении представляет собой подвиг. Герой берет на себя решение исключительной по своим масштабам и трудностям задачи, возлагает на себя большую меру ответственности и обязанностей, чем предъявляется к людям в обычных условиях общепринятыми нормами поведения, преодолевает в связи с этим особые препятствия.

Грубость – отрицательное моральное качество, характеризующее пренебрежение культурой поведения, противоположно вежливости. Будучи одним из внешних проявлений неуважительного отношения к людям, грубость выражается в откровенной недоброжелательности к окружающим, в невнимании к чужим интересам и запросам, в беззастенчивом навязывании другим людям своей воли и желаний, в неумении сдерживать свое раздражение, в непредумышленном или намеренном оскорблении достоинства окружающих людей, в развязности, сквернословии, употреблении унизительных кличек и прозвищ, в хулиганских действиях.

Гуманизм – (от латинского humanus, ‘человеческий’), признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Гуманизм как нравственный принцип заключается в безусловном уважении личного достоинства каждого человека, независимо от его социального положения и совершенных им деяний.

Деонтология – (от греческого deon (родительный падеж deontos), ‘должное’ и logos, ‘слово, учение’), раздел этики, рассматривающий проблемы долга и должного, а также учение о юридических, профессиональных и моральных обязанностях и правилах поведения.

Профессиональная деонтология – часть профессиональной этики, изучающая совокупность моральных норм, однозначно регламентирующих должное поведение личности в определенной профессиональной сфере и носящих конкретно-императивный характер; в отличие от норм обычной этики эти нормы не дают права выбора, закрепляются в служебных документах и обеспечиваются административными (т.е. правовыми) санкциями.

Добро – одно из наиболее общих понятий морального сознания и одна из важнейших категорий этики. Вместе со своей противоположностью, злом, добро является наиболее обобщенной формой разграничения нравственного и безнравственного, имеющего положительное и отрицательное моральное значение, того, что отвечает содержанию требований нравственности, и того, что противоречит им. В зависимости от того, что именно подвергается оценке (поступок, моральное качество личности, взаимоотношения людей и т.д.) понятие добра приобретает форму более конкретных понятий – благодеяния, добродетели, справедливости и др. В отличие от относительных понятий «пользы» и «приятности», добро в нравственном понимании не зависит от точки зрения и является абсолютным критерием оценки человеческой деятельности.

Добродетель – понятие нравственного сознания, служащее обобщенной характеристикой положительных устойчивых моральных качеств личности, указывая на их моральную ценность. Понятие «добродетель» подчеркивает деятельную форму усвоения добра (добродетель – делать добро) в противоположность простому знанию принципов, которое не делает человека добродетельным. Противоположностью добродетели является понятие порока.

Доверие – отношение к действиям другого лица и к нему самому (соучастнику в общем деле, партнеру по договору, руководителю, другу), которое основывается на убежденности в его правоте, верности, добросовестности, честности. Противоположностью доверия является недоверие, подозрительность, когда подвергается сомнению верность общему делу, готовность соблюдать общие интересы или условия взаимного договора, искренность мотивов его действий.

Долг – одна из основных категорий этики, общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью. Иными словами, это превращение требования нравственности, в равной мере относящегося ко всем людям, в личную задачу данного конкретного лица, сформулированную применительно к его положению и ситуации, в которой он находится в данный момент. Личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности.

Достоинство – понятие морального сознания, выражающее представления о ценности всякого человека как нравственной личности, а также категория этики, которая означает особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности. С одной стороны, сознание человеком собственного достоинства является формой самосознания и самоконтроля личности, на нем основывается требовательность человека к самому себе. Утверждение и поддержание своего достоинства предполагает совершение соответствующих ему нравственных поступков (или, наоборот, не позволяет человеку поступать ниже своего достоинства). С другой стороны, достоинства личности требует и от других людей уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей, высокой требовательности к нему.

Дух – высшая часть человеческой природы, обращенная к абсолютному и вечному, являющаяся основой человеческой осмысленности жизни и личностного самоопределения. Основными духовными способностями человека являются религиозная, нравственная, творческая, интеллектуальная. Воплощением человеческого духа, формой осуществления духовной жизни является духовная культура, – а также «дух времени», «дух народа» и т.д.

Духовность – 1) качественная определенность человеческого бытия, состоящая в том, что человек в рамках своей человеческой природы обладает не только телесными качествами и не только качествами душевными, которые неразрывно связаны с обеспечением телесных функций, но и качествами духовными, которые обращены к вечному и абсолютному бытию. Эта духовная составляющая человеческой природы включает в себя духовные задатки, способности, потребности, она обеспечивает возможность духовной жизни; 2) определенное состояние и направление жизни человека, предполагающее, что его жизнь возглавляется духом. Жизнь человека может быть ориентирована либо на служение духовным целям, либо на служение телесным хотениям. В первом случае мы имеем духовность как качество жизни. Во втором случае жизнь человека делается бездуховной, как у животного.

Жизненная позиция – направленность жизнедеятельности личности, ее точки зрения на свое место и роль в общественной жизни (в отличие от социального статуса, положения). В нравственном плане жизненная позиция – система поведения личности, определяемая его убеждениями, совестью. Важнейший критерий истинности, правильности той или иной жизненной позиции – ее соответствие высшим нравственным принципам и системе позитивных нравственных ценностей.

Зависть – неприязненно-враждебное чувство по отношению к успехам, популярности, моральному превосходству или преимущественному положению другого лица. Зависть возникает у человека на основе себялюбия и связанных с ним честолюбия и тщеславия. Чувство зависти уродует личность и взаимоотношения людей (оно, например, возбуждает у человека желание, чтобы другой потерпел неудачу, несчастье, дискредитировал себя перед окружающими, и нередко толкает на совершение безнравственных поступков).

Законность – принцип права и морали, предписывающий неуклонное соблюдение и правильное применение законов, признание безусловного приоритета требований закона над любыми другими мотивами и целями.

Зло – категория этики, по своему содержанию являющаяся противоположностью добру. Понятие зла служит наиболее обобщенным выражением представлений обо всем безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения, а также является общей абстрактной характеристикой отрицательных моральных качеств. Зло как нравственное понятие следует отличать от социального зла (противоположности блага). Социальное зло является не только моральным, а более широким понятием, которое охватывает всю совокупность явлений, противоречащих интересам и жизненным потребностям человека, препятствующих общественному прогрессу. В нравственном смысле как зло могут быть оценены только конкретные поступки людей.

Золотое правило – одно из древнейших нормативных требований, выражающее общечеловеческое содержание нравственности. В отрицательной формулировке «золотое правило» гласит: «Не делай другому того, чего себе не желаешь». В положительной формулировке: «Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Эти формулировки говорят о внешнем поведении человека. В применении к нравственным установкам личности «золотое правило» может быть сформулировано так: «Относись к другому так, как хотел бы, чтобы относились к тебе». В русском языке оно закрепилось в виде пословицы: «чего в других не любишь, того и сам не делай».

Идеал нравственный – понятие и представление, выражающее высшую степень нравственного совершенства, мыслимый предел стремлений нравственного сознания, в котором предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе все наиболее высокие моральные качества.

Измена – нарушение верности общему делу, служебному долгу, узам солидарности, гражданственности, товарищества, любви. Отрицательная оценка измены, даваемая ей моральным сознанием, обусловлена связью верности как нравственной ценности с понятием о достоинстве человека (измена есть, прежде всего, утрата человеком своего нравственного достоинства), а кроме того – положительным нравственным значением, которое придается этим формам человеческого единства. В том случае, если обязательства, накладываемые социальными связями, утрачивают положительный нравственный смысл или даже приобретают антиморальное значение, нарушение и отказ от них уже не есть измена. Напротив, верность нравственному долгу в этом случае предписывает отказаться от исполнения таких нравственно порочных обязательств. Следование ложно понятому долгу имеет в основе, как правило, страх перед высказыванием самостоятельной нравственной оценки ситуации и принятием самостоятельного нравственного мотивированного решения. Такое поведение является безнравственным и расценивается как ложное товарищество, круговая порука и т.д.

Искренность – моральное качество, характеризующее личность и ее поступки; выражается в том, что человек делает и говорит то, в правильность чего он верит, действует ради тех соображений, в которых готов признаться самому себе, и т.д. Искренность противоположна лицемерию и обману, попыткам создать неправильное впечатление о тех мотивах, которыми человек руководствуется, чисто внешнему выполнению им определенных требовании без веры в правильность совершаемых поступков, а ради собственной выгоды, из тщеславия, соображений карьеризма.

Категории этики – основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали и составляющие теоретический аппарат этической науки. Конкретное истолкование категорий этики, их логическая форма и место каждой из них в общей системе понятий менялись в истории этической мысли в зависимости от понимания природы нравственности. В истории этики основными категориями обычно считались понятия добра и долга, совести, чести и др.

Качества моральные – понятие нравственного сознания, с помощью которого выделяются в общественной жизни и характеризуются с моральной точки зрения наиболее типичные черты поведения людей. Моральные качества характеризуют как поступки независимо от того, кем они совершаются, так и отдельные стороны поведения определенной личности, выступающие как свойства ее характера. Моральные качества разделяют на положительные и отрицательные, которые иногда именуют добродетелями и пороками.

Клевета – один из видов вероломства, ложное обвинение других (отдельного человека, группы людей), обычно совершаемое умышленно, ради эгоистических интересов или по другим низменным мотивам (зависть, месть, стремление расправиться с неугодными). Клевета как общественное явление обычно наблюдается в обстановке взаимной враждебности, конкуренции и подозрительности между людьми.

Коммуникативная функция морали – способность системы моральных ценностей, принципов и норм устанавливать положительные коммуникативные связи между людьми. Только на основе единства нравственных оценок и признания общих норм поведения возможно служебное и всякое иное взаимодействие, обретение «чувства локтя», поддержка и взаимовыручка.

Конформизм – (от позднелатинского conformis, ‘подобный сообразный’), приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений, отсутствие собственной позиции, отказ от принятия самостоятельных нравственно обоснованных решений, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления. Конформист не вырабатывает собственной моральной позиции при решении объективно обусловленных задач, а приспосабливает свое поведение и свои суждения к тем стандартам, которые обладают наибольшей силой давления на него. В этике конформизм равносилен отказу человека от суверенности своего нравственного разума, от собственного выбора и возложению ответственности на внешние факторы, следовательно, отказу от себя как от личности.

Корыстолюбие – отрицательное моральное качество, характеризующее поведение и мотивы человека, который стремится получить материальную выгоду любым путем, рассматривает каждую ситуацию и выстраивает все свои взаимоотношения с окружающими с точки зрения личной материальной выгоды. Корыстолюбие есть проявление эгоизма в сфере отношения людей к материальным благам. Его социальный смысл состоит в оказании предпочтения личному материальному интересу перед любым другим.

Космополитизм – (от греческого kosmopolites, ‘гражданин мира’), идеология так называемого мирового гражданства, выражается в безразличии к национальным и политическим особенностям. В современных условиях космополитизм выступает в виде разных социально-политических ориентаций – от взаимодействия и сближения народов и государств до нигилистического отношения к национальной культуре и традициям.

Культура – (от латинского cultura, ‘возделывание воспитание, образование, развитие, почитание’), возделывание человеческого в человеке. Формы воплощения человеческого духа; «вторая природа», созидаемая человеком как пространство личной и общественной жизни, совокупность всех созданных и создаваемых человечеством материальных и духовных ценностей, охраняемых, используемых и передаваемых последующим поколениям.

Культура поведения – совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения. Если нравственные нормы определяют содержание поступков, предписывают, что именно люди должны делать, то культура поведения раскрывает, каким конкретно образом осуществляются в поведении требования нравственности, каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с его образом жизни, стали повседневными жизненными правилами. В широком смысле в понятие культуры поведения входят все области внешней и внутренней культуры человека: этикет, правила обхождения с людьми и поведения в общественных местах; культура быта, включающая характер личных потребностей и интересов, взаимоотношения людей вне работы, организация личного времени, эстетические вкусы (умение одеваться, украсить жилище), мимика, жесты и т.д. Особо выделяют культуру речи, умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям.

Лицемерие – отрицательное моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам приписывается моральный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели. Лицемерие противоположно честности, прямоте, искренности – качествам, в которых проявляется осознание и открытое выражение человеком подлинного смысла его действий.

Личность – субъект нравственной деятельности, носитель духовного бытия и онтологической свободы. Человек становится нравственной личностью, когда он делает высшим приоритетом своей жизни и деятельности требования нравственного долга, данного через голос совести, когда он подчиняет свою жизнь высшим нравственным принципам, рассматривая их как абсолютные и священные ценности и подвигая себя к беззаветному служению им. Опора на высшие нравственные ценности и ориентация на верность нравственному долгу позволяют человеку давать необходимую нравственную оценку любым явлениям личной и общественной жизни, ставить перед собой нравственные цели и вырабатывать решения применительно к конкретным обстоятельствам, осуществлять нравственное самосовершенствование. Таким образом, понятие нравственной личности – одна из важнейших категорий этики, тесно связанная со всеми другими этическими понятиями и проблемами.

Любовь – состояние и чувство нерасторжимого единства с другим, являющееся одним из высших проявлений личности, основанное на переживании предельной личностной значимости любимого и отношений с ним, проявляющееся в жертвенном служении ему самому, а также общим идеалам и общему делу. Любовь как принцип жизни является корнем и смыслом всякого добра и главной добродетелью. Предметом любви может быть как другая человеческая личность, так и сообщество людей, с которым человек себя отождествляет (семья, этнос), и духовные корни человека (Родина с ее историей), и дело или идея, которым служит человек, и высшие ценности, обосновывающие человеческую жизнь (Истина, Добро, Красота), и, наконец, Бог, как постигаемая в религиозном опыте первооснова всего бытия, как первоисточник всех человеческих смыслов и ценностей, как сама абсолютная Любовь.

Малодушие – отрицательное моральное качество, близкое по смыслу к трусости, – нерешительность, слабость воли, упадок духа. Выражается в неспособности человека отстоять и провести в жизнь нравственные принципы, в которые он верит, из-за опасения за личные интересы, из боязни навлечь на себя неблагоприятные последствия, из страха перед трудностями или из неверия в собственные силы.

Мировоззрение – система взглядов человека на объективный мир и своё место в нем, определяющая отношение человека к окружающей действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы и ценностные ориентации.

Мораль – (от латинского moralis, ‘нравственный’, от mos (родительный падеж moris), ‘нрав, обычай’), совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу. Мораль регулирует поведение человека во всех без исключения сферах общественной жизни, при этом в отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.п. В отличие от права исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с абсолютными нравственными принципами мораль включает исторически изменчивые нормы, принципы, идеалы (см. также: нравственность).

Моральное право – обоснованное нравственными ценностями и принципами ожидание человеком или обществом определенных действий или реакций от других субъектов, находящихся с ними в моральных отношениях.

Моральное (нравственное) сознание – система взглядов, идей, представлений о должном поведении (норм), соответствующем нравственным принципам, идеалам и ценностям; является основанием для нравственной оценки и морального выбора.

Моральные отношения – отношения людей, обусловленные их отношением к нравственным ценностям, принципам и идеалам, отношения, регулируемые моральными нормами и оцениваемые с морально-этической точки зрения. Поскольку мораль регулирует поведение человека во всех без исключения сферах общественной жизни, любые отношения могут быть рассмотрены с этой точки зрения, то есть как моральные отношения. Вступая в любые отношения друг с другом, люди возлагают на себя определенные моральные обязательства и в связи с этим приобретают определенные моральные права.

Моральные нормы – это наиболее простые и конкретные формы нравственных требований, предъявляемых обществом к субъекту моральных отношений. Конкретные моральные нормы принадлежат к определенному узкому типу жизненных ситуаций, они вытекают из общих нравственных принципов и норм, из соотнесения жизни с нравственными ценностями. Моральные нормы складываются в систему морального регулирования.

Моральные (нравственные) чувства – устойчивая эмоциональная реакция человека на различные общественные явления, поведение других людей, собственные поступки, обусловленная соотнесенностью ситуации с нравственными ценностями, принципами и нормами.

Моральный (нравственный) конфликт – специфическая ситуация морального выбора, в которой принимающий решение человек констатирует в своем сознании противоречие: осуществление каждой из выбранных возможностей поступка во имя какой-либо нравственной нормы одновременно ведет к нарушению другой нормы, представляющей для данного человека определенную моральную ценность. В конфликтной ситуации требуется совершить выбор между сталкивающимися моральными ценностями в пользу одной из них и через разрешение противоречия реализовать нравственную цель. Разрешение морального конфликта базируется на осознании иерархии нравственных ценностей: если приходится пожертвовать чем-то, имеющим положительную нравственную ценность, то сделать это возможно в пользу более высокой нравственной ценности; если приходится согласиться с чем-то нравственно отрицательным, то только во избежание большего зла.

Мотив – внутреннее, субъективно-личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении. Среди родственных понятий – стимул, намерение, цель, – относящихся к анализу деятельности, мотив занимает особое место, являясь глубинным основанием поступка. Мотив, как правило, наиболее ярко отражается в цели деятельности, хотя на практике возможны несовпадения цели и мотива.

Мужество – спокойная храбрость, присутствие духа в беде и в опасности, моральное качество, характеризующее поведение и моральный облик человека, которому присущи смелость, стойкость, выдержка, самообладание, самоотверженность, чувство собственного достоинства. Выражается в способности человека действовать решительно и наиболее целесообразно в опасной и сложной обстановке, в умении мобилизовать все свои силы на достижение стоящей перед ним цели и в готовности пойти в случае необходимости на самопожертвование.

Навыки – действия, которые человек настолько усвоил в процессе длительного упражнения, что начал осуществлять их более или менее автоматически. В отличие от привычки, которая включает потребность и склонность человека к действию, навыки касаются лишь технической стороны его деятельности и лежат вместе со знаниями в основе умений. В моральной деятельности посредством навыков может регулироваться выбор необходимых способов, путей, средств действия.

Ненависть – состояние чувств, ума и воли, являющееся следствием вражды по отношению к человеку или явлению. По своему содержанию оно включает ряд взаимосвязанных моментов, например, отвращение, нежелание понять, желание зла другому и злорадство. В межчеловеческих отношениях проявляется как отказ в помощи ненавистному лицу, действия, направленные во вред ему, противодействие всем его стремлениям. Состояние ненависти противоположно состоянию любви.

Нигилизм – (от латинского nihil, ‘ничто’), отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни, игнорирование или ниспровержение всех, в том числе нравственных ценностей общества, непризнание любых общественных авторитетов.

Нравственная деятельность – категория этики, при помощи которой во всем многообразии общественной практики людей выделяется нравственная сторона, из всех видов побуждений – специфически нравственные мотивы: желание совершать добро, подчинение чувству долга, стремление осуществлять определенные идеалы. В отличие от поведения, которое охватывает всю совокупность поступков человека, под моральной деятельностью в этике понимаются только поступки, сознательно подчиненные определенным моральным целям.

Нравственная культура личности – степень восприятия человеком нравственного сознания и культуры общества; показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря влиянию общества и самовоспитанию. Нравственная культура личности выступает как сложная программа, включающая освоенный опыт человечества, который помогает поступать нравственно в традиционных ситуациях, а также творческие элементы сознания – нравственный разум, интуицию, способствующие принятию морального решения в проблемных ситуациях.

Нравственно допустимое поведение – понятие, обозначающее поступок, который укладывается в рамки нравственности, но не является идеальным с точки зрения высших нравственных принципов и ценностей. Это понятие устанавливает предел, границу, за которой начинается безнравственное. Зачастую речь идет о ситуациях, в которых соответствие идеалу нравственного совершенства объективно невозможно, когда приходится выбирать между большим и меньшим злом. В такой ситуации важно осознанное соотнесение поступка с иерархией нравственных ценностей, позволяющее установить, какая мера отступления от полноты нравственного идеала сохраняет еще нравственную допустимость. Это позволяет человеку обрести уверенность в правильности своих действий и в то же время не дает ему возможности переступить черту, разделяющую вынужденное и допустимое отклонение от нравственного идеала и нравственно недопустимые действия.

Нравственное воспитание сотрудников органов внутренних дел – одно из главных направлений воспитательной работы, оно включает в себя этическое просвещение, формирование у сотрудников и воинов прочных моральных убеждений и потребностей, высоких нравственных качеств и чувств, устойчивых норм поведения.

Нравственность – понятие, используемое часто как синоним понятия мораль (см.); если между нравственностью и моралью проводится различие, то мораль обозначает внешние правила поведения, имеющие духовную мотивацию, а нравственность – внутреннее переживание этих правил, определяющее рамки достойного поведения.

Нравственные нормы – правила жизни, составляющие основное содержание нравственного (морального) сознания, основанные на руководящем значении нравственных ценностей и нравственных принципов и являющиеся конкретизацией требований нравственного долга применительно к жизненным ситуациям.

Нравственные обязательства – добровольно признаваемые человеком требования нравственности, представляющие собой приложение общих нравственных принципов к определенной стороне человеческой жизни, к определенной сфере отношений людей.

Нравственные принципы – вытекающие из соотнесения жизни с нравственными ценностями первоосновные нравственные требования, касающиеся нравственной сущности человека, его назначения, смысла жизни и характера взаимоотношений между людьми и наиболее обобщенно определяющие поведение человека, пути, способы, формы и методы решения нравственных проблем. Нравственные принципы безусловны, это абсолютные требования, относящиеся ко всей жизни человека в целом и к каждой конкретной ситуации в частности. Они дают человеку общее направление деятельности и обычно служат основанием для более частных норм поведения.

Нравственные ценности – один из важных компонентов общей системы ценностей человека, задающей ориентиры, с которыми человек соотносит свою жизнь в целом и конкретные поступки. Нравственными ценностями называются мировоззренческие ориентиры, значимые для выстраивания духовно мотивированных отношений между людьми.

Нравственный облик – совокупность социально значимых качеств человека, характеризующих степень проявления духовно-нравственной мотивации в его деятельности.

Нравы – обычаи, имеющие нравственное значение, поддерживаемые в обществе посредством моральных санкций. Понятие нравов близко к понятию моральных норм, но в отличие от последних имеет не предписывающий, а описательный характер. Оно характеризует устойчивые формы и содержание поведения, присущие конкретному обществу. Понятие «нравы» используется при описании и моральной оценке бытующих в том или ином обществе норм поведения, характеристике образа жизни людей. Оценка может быть и негативной, то есть нравы бывают безнравственными.

Общественное мнение – важный фактор моральной регуляции индивидуальной и общественной жизни, представляющий собой существующие в обществе устойчивые настроения и оценки происходящего. Всякая форма общественной дисциплины (обычаи, традиции, нравы), поскольку она становится законом социальной жизни, которому добровольно следует большинство людей, отражается в их общественном сознании и поддерживается авторитетом их совместного мнения. Таким образом, общественное мнение представляет собой мощное средство духовного воздействия общества на поведение отдельных лиц и деятельность социальных организаций, одно из проявлений моральных отношений.

Ответственность – категория этики, характеризующая нравственную личность как свободного субъекта морального выбора, принимающего решение с учетом его последствий и дающего согласие на эти последствия. При этом можно различать внешнюю ответственность как функцию социального контроля, предполагающую определенные санкции за нарушение социальных норм, и ответственность внутреннюю, нравственную, – ответственность как качество нравственной личности. Внешняя социальная ответственность предполагает оценку поступков и поведения человека с точки зрения выполнения имморальных требований, предъявляемых обществом. Нравственная ответственность предполагает утверждение своей личностной моральной автономии и свободной нравственной активности, признающей наличие и значимость нравственных ценностей, принципов и норм и соотносящей с ними собственный поступок.

В любом случае ответственность неразрывно связана со свободой. Если говорить о внешней ответственности, то личность ответственна в меру свободы выбора, то есть она отвечает лишь за то, что она объективно могла и субъективно должна была выбрать и реализовать в поступке, – человек свободен, а потому отвечает за свои поступки. Если же обратиться к нравственной ответственности личности, то открывается обратная и гораздо более значимая логика. Человек может обрести реальную свободу только сознательно принимая на себя нравственную ответственность за свой поступок. По своему смыслу настоящая реальная свобода совпадает с нравственно ответственным поведением, с сознательной внутренней ответственностью.

Поведение – совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях. Если понятие нравственной деятельности характеризует только целенаправленные и нравственно мотивированные действия, то понятие поведения охватывает все поступки человека целиком, поскольку они могут быть подвергнуты моральной оценке (независимо от того, являются они намеренными или ненамеренными, совершаются по нравственным или другим побуждениям).

Польза (общественная польза) – одна из форм проявления общественного значения предметов и явлений, а также действий человека, положительная роль, которую они играют в удовлетворении чьих-либо существенных интересов или для достижения значимых целей. Польза – понятие относительное в логическом смысле, то есть не существует «пользы вообще», польза всегда «чья-то», оценка с точки зрения пользы это всегда оценка с какой-то субъективной точки зрения. Именно поэтому польза, – и даже общественная польза, – далеко не всегда совпадает с нравственным добром, которое является абсолютным критерием оценки человеческой деятельности и от точки зрения не зависит.

Порядочность – основанная на глубоком переживании значимости нравственных принципов и безусловной решимости к исполнению нравственных обязательств неспособность к бесчестному, нравственно низкому поступку или поведению.

Право – совокупность общеобязательных государственных предписаний и принципов, выражающих общую, согласованную волю различных групп общества. Смысл права состоит в том, что им обеспечивается «равенство в свободе по всеобщему закону» (И. Кант). Правовая система, с одной стороны, призвана обеспечивать порядок, а с другой – гарантировать свободу.

Правосознание – это одна из форм общественного сознания, отражающая действительность в форме юридических знаний, правовых установок, идей, взглядов, чувств, эмоций, регулирующих поведение человека в юридически значимых ситуациях и выражающих его отношение к праву.

Принципиальность – положительное нравственное качество, характеризующее личность и ее действия; означает наличие осознанных нравственных принципов, верность им в убеждениях и безусловная решимость следовать им в поведении.

Профессиональная культура – система знаний, навыков, морально-психологических и нравственных качеств личности, значимых для осуществления профессиональной деятельности, необходимая степень овладения профессией, соответствующий профессиональному статусу уровень правовой и специальной подготовки, образованности и воспитанности человека.

Профессиональная нравственная деформация – происходящее под влиянием специфических условий и опыта профессиональной деятельности искажение морально-психологических и нравственных установок личности. Профессиональная нравственная деформация сказывается на всем комплексе служебных и внеслужебных отношений и проявляется различным образом: пренебрежительное отношение к требованиям закона, ложная корпоративная солидарность, чувство непогрешимости и вседозволенности, болезненная подозрительность, равнодушие к чувствам и судьбам людей, беспринципность, психологически нездоровые напряженные отношения с коллегами, общая нравственная распущенность. Корень всех этих проявлений лежит в ослаблении и утрате нравственной мотивации к службе, профессионально-нравственных ориентиров служебной деятельности в сочетании с психологическими перегрузками.

Профессиональная мораль – исторически сложившаяся форма нравственного сознания применительно к определенной сфере профессиональной деятельности, то есть совокупность нравственных предписаний, морально-психологических установок и этикетных форм поведения, значимых для данной профессии. Профессиональная мораль является частью общей морали и имеет определенную специфику в конкретных профессиональных сферах.

Профессиональная честь – это признание общественным мнением и осознание самими людьми определенной профессии высокой нравственной ценности и социальной значимости своей деятельности. Понятие о профессиональной чести предполагает высокий нравственный облик человека как следствие самоотверженного выполнения им своего профессионального долга.

Профессиональная этика – область этической науки, изучающая систему моральных норм и принципов, действующих в специфических условиях взаимоотношений людей в определенной сфере профессиональной деятельности, изучающая специфическое действие как общих этических норм, так и особых норм профессиональной морали, возникающих и бытующих в данной профессиональной группе.

Раскаяние – признание собственной вины и осуждение своих прошлых поступков. Проявляется либо в гласном признании перед окружающими своей виновности и готовности нести наказание, либо в остром чувстве сожаления о совершенных деяниях и помыслах, то есть в угрызениях совести и чувстве стыда. Раскаяние всегда рассматривалось моральным сознанием как весьма желательная часть искупления вины, поскольку без него невозможно исправление человека в дальнейшем. Угрызения совести и чувство стыда, составляющие внутреннее содержание раскаяния, представляют собой самоосуждение человека перед лицом как общепринятых социальных норм, так и перед лицом абсолютных нравственных ценностей и идеалов. Раскаяние – специфически моральный акт, однако оно играет определенную роль и в праве, где мера наказания определяется с учетом раскаяния виновного.

Репутация – общее мнение о достоинствах или недостатках, о нравственном облике человека. Добрая деловая репутация сотрудника органов внутренних дел является не только его личным достоянием и нравственным ресурсом во взаимоотношениях с людьми, но и достояние государства, важный нравственный ресурс государственной власти.

Ритуалы – (от латинского ritualis, ‘обрядовый’), вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (в том числе речевых). Ритуал выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения, а также утверждает определенную систему ценностей.

Самодисциплина – осознанная необходимость исполнения требований профессионального долга, внутренняя заинтересованность, готовность согласовывать свои действия с требованиями профессионального долга.

Санкция – (от латинского sanctio, ‘освящение, строжайшее постановление’). 1) признание законности какого-либо явления, утверждение чего-нибудь высшей инстанцией, одобрение, разрешение; 2) мера воздействия, важнейшее средство социального контроля, инструмент обеспечения действенности существующих социальных норм посредством деятельного одобрения или осуждения поступков людей. Моральная санкция является одной из форм духовного воздействия, она совершается посредством нравственной оценки поведения и предполагает такие ответные действия, которые не связаны с материальной ответственностью или вознаграждением, с ограничением в правах или делегированием полномочий, а призваны продемонстрировать нравственное отношение общества к совершенному поступку.

Служебный коллектив – специально сформированное, созданное на правовой основе, объединение людей, в котором каждый из его членов связан едиными и общезначимыми целями либо интересами, с четко обозначенными функциональными обязанностями и которое реализует свои полномочия в процессе повседневной совместной деятельности при научно разработанном ресурсном обеспечении.

Служебный этикет – установленный порядок и правила поведения, свод правил и норм, регламентирующий стандартные формы взаимоотношений членов служебного коллектива между собой и их отношений с гражданами.

Смысл жизни – понятие морального сознания, раскрывающее высшую оправданность в целом всей жизни человека и являющееся основой для выстраивания жизненной стратегии.

Совесть – категория, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения абсолютным нравственным принципам, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.

Справедливость – категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между людьми и необходимости соответствия между деяниями и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием.

Стыд – одно из проявлений нравственного самосознания личности, моральное чувство, в котором человек переживает несоответствие некоторых своих поступков собственным понятиям о человеческом достоинстве и выражает осуждение своих недостойных действий, мотивов и моральных качеств.

Счастье – понятие морального сознания, обозначающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения. В зависимости от того, как истолковывается назначение и смысл человеческой жизни, понимается и содержание счастья.

Такт – чувство меры, подсказывающее правильную линию поведения, правильный подход к выстраиванию отношений с человеком, определяющее уместность или неуместность слов и действий, умение держать себя подобающим образом.

Традиция – (от латинского traditio, ‘передача, предание’), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени, передача социального опыта, воспроизводство общественных отношений, поддерживаемое силой общественного мнения, массовых привычек и обычаев.

Уважение – одно из важнейших требований нравственности, подразумевающее такое отношение к людям, в котором практически утверждается высокое достоинство всякой личности. Сложившееся в моральном сознании общества понятие уважения предполагает справедливость, равенство прав, возможно более полное удовлетворение интересов людей, предоставление им свободы; доверие к людям, внимательное отношение к их убеждениям, чуткость, вежливость, деликатность, скромность.

Утилитаризм – (от латинского utilitas, ‘польза, выгода’), направление в моральной философии, сводящее добро к пользе («добро есть максимально возможная польза максимально возможному количеству людей») и вообще связывающее с пользой, выгодой высшее благо и смысл жизни.

Фатализм – (от латинского fatalis, ‘роковой’, от fatum, ‘рок, судьба’), представление о неотвратимой предопределенности событий в мире, вера в безличную судьбу, мировоззрение, исключающее свободный выбор и, таким образом, исключающее ответственность человека за свои действия.

Формализм – чисто внешнее следование заповедям и нормам, формальное выполнение долга, когда человек не задумывается над социальным значением своих поступков, не осознает действительного смысла своей нравственной деятельности или не способен мотивировать ее с точки зрения потребностей общества и человека. При этом скрупулезное исполнение строго зафиксированных нравственных правил нередко сопровождается нарушением важнейших общих принципов морали – гуманизма, справедливости, уважения к людям.

Ханжество – отрицательное моральное качество, проявление морального формализма и лицемерия. Ханжа выставляет себя перед окружающими образцом благонравия и благочестия, публично демонстрируя свои «добродетели», и берет на себя роль строгого блюстителя нравственности всех остальных.

Цель – заранее предполагаемый результат действия или деятельности людей, на осуществление которого они направлены. Поскольку целесообразный характер деятельности человека, помимо постановки цели, предполагает выбор наиболее пригодных из имеющихся в наличии средств для ее осуществления, нравственной оценке в соответствии с действующими в обществе нормами подлежат не только цель, но и использование тех или иных способов и средств ее реализации.

Ценности – (см. также: нравственные ценности) значимые универсальные цели и идеалы человеческой деятельности (истина, добро, красота, справедливость, польза и др.); система и иерархия ценностей составляет важную часть мировоззрения.

Ценностная ориентация – самоопределение человека по отношению к собственной иерархии ценностей или к ценностям, значимым для данного общества.

Цинизм – (от греческого kynismos, ‘учение киников’), моральное качество, характеризующее презрительное отношение к культуре общества, к его духовным и нравственным ценностям. Цинизмом называют слова и деяния, в которых совершается надругательство над тем, что составляет исторические достижения культуры человечества, глумление над нравственными принципами, осмеяние дорогих людям идеалов, попрание человеческого достоинства. Цинизм в поведении и убеждениях характерен для людей, преследующих свои эгоистические интересы всеми возможными, в том числе и аморальными, средствами, а также для тех, кто, разочаровавшись в каких-либо идеалах, пришел к аморальному банкротству и духовной опустошенности.

Человечность – моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей. Включает ряд более частных качеств – благожелательность, любовь к людям, уважение их достоинства, права на счастье, благожелательность, сочувствие, великодушие, самопожертвование ради интересов других.

Честь – означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами.

Эвдемонизм – (от греческого eudaimonia, ‘блаженство’) в моральной философии направление, считающее счастье высшей ценностью и стремление к счастью – главным мотивом жизни и деятельности человека.

Эгоизм – (французское egoisme от латинского ego, ‘я’), себялюбие, поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, предпочтение своих интересов интересам других людей. Эгоизм как жизненный принцип противоречит всему содержанию нравственного сознания, являясь корнем и смыслом всякого зла. Как моральное качество эгоизм является причиной нравственной деградации и наиболее открытым проявлением индивидуализма.

Этика – (латинское ethica от греческого ethos, ‘обычай, характер’), философская наука, объектом изучения которой является мораль: происхождение, структура, функции, а также проблемы развития нравственности. Этика – одна из древнейших теоретических дисциплин, возникшая как часть философии в период становления рабовладельческого общества. Для обозначения учения о добродетелях человека термин этика был введен Аристотелем. Постепенно в этике начали различать два рода проблем: вопросы о том, как должен поступать человек (нормативная этика), и собственно теоретические вопросы о происхождении и сущности морали (теоретическая этика).

Этика делового общения – это сумма выработанных наукой, практикой и мировым опытом нравственно-этических требований, принципов, норм и правил, соблюдение которых обеспечивает взаимопонимание и взаимное доверие субъектов делового общения, повышает эффективность контактов и конечных результатов их совместных действий.

Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Этикет – составная часть внешней культуры общества. Этикет выражается в сложной системе детально разработанных правил учтивости, четко классифицирует правила обхождения с представителями различных классов и сословий, с должностными лицами в соответствии с их рангом, правила поведения в различных кругах. В то же время за строгим соблюдением этикета может скрываться недоброжелательное и неуважительное отношение к людям. Современный этикет значительно упрощается, приобретает смысл повседневного благожелательного и уважительного отношения ко всем людям. В целом этикет совпадает с общими требованиями вежливости и такта.

Если Вы заметили какие-то погрешности в тексте, опечатки,

если Вас заинтересовала какая-то тема или конкретная статья, напишите пожалуйста.

Я буду благодарен Вам за отзыв по любым содержательным или техническим вопросам.

С уважением

Автор