§ 4. Служебные ритуалы и символика органов внутренних дел.
Исторические традиции службы в органах внутренних дел

 

Изучение истории Отечества в целом и истории российских органов внутренних дел важно, конечно, не только и не столько для удовлетворения простого любопытства, оно призвано стать основой для формирования и развития у современных сотрудников органов внутренних дел чувства гражданского долга, высоких нравственных и духовных качеств, – через переживание исторической преемственности своей жизни и службы. Большую роль играют здесь служебные традиции и ритуалы, символика, сопровождающая процесс службы.

Традиция является одним из основополагающих механизмов общественной жизни. Из поколения в поколение передаются определенные понятия о жизни, трудовые навыки, формы празднования значимых событий, память о самих этих событиях, способы выстраивать отношения с людьми, способы организовывать свой быт и так далее. Через традицию общество сохраняет и воспроизводит себя. Конечно, для этого традиция должна быть не слепым и механическим повторением того, что было раньше, – она должна представлять собой каждый раз новое проживание значимых для жизни человека ценностей. Традиция является настоящей только в том случае, когда передаваемые формы жизни становятся для самого человека личностно значимыми, когда эти формы не просто повторяются, а наполняются новым жизненным содержанием.

К числу добрых традиций, существующих в органах внутренних дел, относятся заботливое отношение к молодым сотрудникам и уважительное отношение к ветеранам, коллективизм и товарищество, верность присяге и служебному долгу, безусловное сохранение служебной тайны, забота о семьях сотрудников, погибших при исполнении служебного долга, чествование отличившихся сотрудников и юбиляров. Эти традиции имеют во многом общечеловеческий нравственный смысл, более специфическими служебными традициями являются бережное отношение к табельному оружию, служебной технике, удостоверению личности.

Основополагающей традицией органов внутренних дел является приведение принимаемых на службу сотрудников к присяге, когда в торжественной обстановке перед лицом своих товарищей каждый вступающий в ряды органов внутренних дел дает клятву верой и правдой служить Отечеству, закону, народу.

В прошлые исторические эпохи люди, осуществляющие государственную службу, приносили присягу каждому новому, восходящему на престол монарху. Это было оправданно, поскольку источником всякой власти, а тем более верховной власти в государстве, общественное сознание тех эпох признавало Бога, «ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены»[1]. Монарх при этом воспринимался как облеченный властью свыше «Божий слуга тебе на добро»[2], и, таким образом, присяга была торжественным признанием этих данных ему свыше прав на власть.

Современное правосознание признает источником государственной власти народ, что закреплено и в первой части третьей статьи Конституции РФ: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ»[3]. Наличие у монарха божественной санкции на власть могло быть подтверждено только личной религиозной совестью каждого человека, и поэтому требовалась присяга каждому новому царю. Наличие у законно избранного национального лидера полномочий от народа, как источника власти, подтверждается законной процедурой выборов. Поэтому если присяга на верность российскому народу принесена один раз, то нет никакой необходимости приносить новую присягу при любых изменениях в органах и структурах государственной власти, которые происходят с соблюдением конституционных норм.

Если же смена власти в Российской Федерации произойдет с нарушением Конституции, то данная когда-то присяга уже не будет обязывать сотрудников органов внутренних дел к верности этой новой неконституционной власти. Неконституционным путем к власти могут идти только те, кто идет против интересов многонационального российского народа, которому присягают полицейские.

Таким образом, принятие присяги относится к тем редчайшим событиям, которые совершаются только единожды и, как правило, определяют судьбу человека на всю его жизнь.

Многие традиции имеют наглядное закрепление и выражение в устойчивых ритуалах. Ритуалом называется исторически сложившаяся форма каких-либо действий, имеющих символический характер. Символика ритуала призвана утверждать определенные жизненные ценности, демонстрировать причастность человека к значимому для него порядку бытия.

Изначально понятие ритуала тесно связано с религиозными практиками. Предназначение религиозного ритуала как культового действия заключалось в том, чтобы ввести человека в священное измерение бытия через воспроизведение неких вечных мифологических сюжетов. Определенные действия и словесные формулы в ходе ритуала символизируют приобщение человека к священной реальности.

Светский, нерелигиозный ритуал сохраняет то же самое психологическое содержание: вступление человека в символический контакт со святыней. Так, например, сам текст присяги и все торжественные действия, связанные с ее принесением, знамя органа внутренних дел и все действия, совершаемые с ним в торжественных случаях, погоны, ордена и медали, иные знаки отличия и все действия, сопровождающие их вручение, – все это воспринимается человеком не просто как вещи и события этого физического мира, но и как что-то указывающее на некий высший смысл происходящего.

Служебные ритуалы в органах внутренних дел представляют собой условные и символические действия, которые опираются, в первую очередь, на традиционную культуру и обычаи российского народа, на выработанные веками понятия о служении Отечеству, о верности долгу, о воинской чести. Эти ритуалы, как правило, регламентированы нормативными актами МВД России, однако конкретная практика их проведения в большой мере зависит от тех руководителей, которые отвечают за работу с личным составом.

Проведение служебных ритуалов включает в себя определенную подготовку к ним. Подготовка – это уже и есть начало и серьезная часть ритуала, готовясь к торжественному акту, человек уже меняется внутренне. Так, например, ритуал принятия присяги предполагает достаточно серьезную предварительную работу как самих присягающих, так и организаторов этого события.

Со стороны принимающих присягу подготовка состоит в достижении зрелой нравственной решимости посвятить свою жизнь служению закону, а также в обеспечении безупречного внешнего вида, строевой выучки, в изучении текста присяги, в отработке процедуры принятия присяги. А со стороны организаторов подготовка предполагает разработку конкретного порядка действий при совершении ритуала, выбор дня, времени и места приведения к присяге, определение состава участников мероприятия, красочное оформление места торжества, музыкальное обеспечение, организацию видео-, фотосъемки и так далее.

Как правило, принятие присяги бывает приурочено к какой-либо знаменательной дате в истории государства, министерства внутренних дел или конкретного территориального органа, проводится у памятного мемориала, сопровождается выносом знамени и исполнением Государственного гимна страны.

Ритуал, сопровождающий приведение сотрудников к присяге, не является единственным в органах внутренних дел. Существует множество других важных ритуалов: вручение Знамени; отдание почестей Государственному флагу и Государственному гимну, могиле Неизвестного солдата, Вечному огню; траурные процессии, сопровождаемые знаменем и почетным эскортом, особенно при погребении сотрудников, погибших при исполнении служебного долга, открытие мемориалов, вручение наград, отдание воинских приветствий, проведение строевых смотров, вручение табельного оружия, проводы личного состава в «горячие точки» и встречи сотрудников после выполнения задания, развод и смена суточного наряда, проводы на пенсию, в отставку и др. Смысловой основой всякого служебного ритуала является верность присяге и служебному долгу, патриотизм, коллективизм, преданность избранной профессии, служебная честь защитника правопорядка.

Ритуал является символическим действием, и в каждом ритуале используются различные символы. Однако все эти символы, связанные со службой в органах внутренних дел, вполне могут существовать и иметь воспитательный смысл не только как часть ритуала, но и сами по себе. Важнейшими символами современной российской государственности являются Государственный флаг, Государственный гимн, Государственный герб.

Гербы изначально являлись обозначением принадлежности к какому-то знатному роду, а затем часто греб правителя становился гербом государства. Одним из древнейших символов княжеской власти в Древней Руси было изображение святого Георгия Победоносца, поражающего змея. Двуглавый орел впервые появился в русской геральдике в 1497 г. На печати великого князя Ивана III на одной стороне печати был изображен всадник, поражающий копьем дракона, а на обороте – двуглавый коронованный орел. В правление Ивана Грозного мы видим совмещение этих двух символических изображений: на груди двуглавого орла появляется щит с Георгием Победоносцем. Корона над орлом первоначально была одна, затем изображались и две, и три, добавились знаки царской власти скипетр и держава в лапах орла, менялась стилистика изображения, но основные смысловые элементы оставались неизменными.

Советский Союз имел совсем иной герб: скрещенные серп и молот на фоне земного шара были призваны символизировать всемирно-историческое значение коммунистической идеи (как и пятиконечная звезда над ними), восходящее солнце – зарю нового мира, а обрамление из хлебных колосьев – будущее счастье всех людей.

На закате советской власти произошел возврат к исторической символике российского государства. 5 ноября 1990 г. было принято Постановление Совета Министров РСФСР об организации работы по созданию новых герба, флага и гимна. Было предложено несколько вариантов герба, в том числе «гибридный», сочетающий элементы советской символики с двуглавым орлом. По итогам рассмотрения этих предложений в 1991 году Комитетом по делам архивов было рекомендовано использовать в качестве герба РСФСР золотого двуглавого орла на красном поле. В проектах Конституции 1992 года предлагалось изображение черного двуглавого орла в золотом щите (именно такая цветовая гамма использовалась в последние десятилетия Российской империи). Однако в 1993 году, прислушавшись к мнению историков и специалистов по геральдике, Конституционная комиссия вернулась к варианту «золото на красном», который отражает более древнюю геральдическую традицию России. Положение о Государственном гербе Российской Федерации было утверждено 30 ноября 1993 года Указом Президента России. Данное положение носило временный характер вплоть до принятия соответствующего Федерального конституционного закона.

Такой закон был принят 25 декабря 2000 года, и в соответствии с ним «Государственный герб представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона» (ст. 1)[4]. При этом воспроизведение Государственного герба допускается без геральдического щита (в виде главной фигуры – двуглавого орла с атрибутами), а также в одноцветном варианте.

Флаг в древности был принадлежностью воинских формирований: именно по флагам в гуще сражения бойцы могли понять, где свои, где чужие, а полководцы, глядя на битву со стороны, с возвышения, отслеживали перемещения своих и вражеских отрядов. Древнерусское слово «стяг» происходит от глагола «стягивать»: флаг на поле битвы был тем центром, к которому стягивались воины. Ещё одно слово, обозначающее флаг: «знамя», – оно несет память о том, что на флагах древних русичей чаще всего размещались священные изображения, иконы, «знамения Божии». Крест или икона на знамени были для воинов символом того, за что они шли на битву. Первое гербовое (царское) знамя появилось во второй четверти XVII в. при первом царе династии Романовых Михаиле Федоровиче. Это было белое полотнище с красной каймой по краям и золотым или черным орлом в центре, на котором помещался «царь, колящий копьем змея».

Петр I установил императорский штандарт желтого цвета с черным орлом, который рассматривался самим царем «яко герб Российской империи». Бело-сине-красный триколор появился тоже при Петре I, но использовался он как флаг торговых кораблей. Появление государственных флагов вообще тесно связано с развитием морской торговли и военного флота. Первый русский военный корабль «Орёл», построенный в 1668 году имел на флагах именно белый, синий и красный цвета, но как эти флаги выглядели, достоверных сведений не сохранилось.

При коронации дочери Петра Елизаветы Петровны в 1742 г. было создано коронационное знамя– чёрно-жёлто-белое (цвета флага называются в порядке всерху вниз), которое неофициально использовалось как имперское. В 1815 г. флагами этих цветов впервые были украшены общественные здания в ознаменование победы над Наполеоном. 11 июня 1858 г. черный, желтый и белый цвета флага были узаконены Александром II как «государственные цвета России». Однако при с коронации императора Александра III высочайшим указом 28 апреля 1883 г. повелевалось украсить здания полотнищами бело-сине-красных цветов, которые были объявлены русскими национальными цветами. По поручению нового императора Николая II в марте 1896 г. вопросом о государственном флаге занималось Особое совещание при Министерстве юстиции. Комиссия рекомендовала принять бело-сине-красные цвета в качестве национальных цветов России и это предложение было утверждено императором 29 апреля 1896 г.

Флагом Советского Союза было красное полотнище, в верхнем левом (у древка) углу которого изображались золотом серп и молот и золотым контуром красная звезда. Флаг РСФСР имел ещё вертикальную светло-синюю полосу у древка во всю высоту флага.

С 1990 года, как уже было сказано, началась работа по созданию новых государственных герба, флага и гимна. После провала августовского путча ГКЧП Постановлением Верховного Совета РСФСР было определено: «до установления специальным законом новой государственной символики Российской Федерации считать исторический флаг России – полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой и алой полос – официальным Национальным флагом Российской Федерации»[5]

Официального государственного гимна в России до 1816 года не было, при торжественных случаях исполнялись либо военные марши (например, «Гром победы раздавайся…»), либо церковные песнопения («Коль славен наш Господь в Сионе…»). Первым государственным гимном России стало стихотворение В.А. Жуковского «Молитва русского народа». Это стихотворение было положено на музыку одного из старейших европейских государственных гимнов, британского: «God Save the King» (Боже, храни короля). На английскую мелодию этот гимн и исполнялся с 1816 вплоть до 1833 года, когда император Николай I поручил композитору, скрипачу и общественному деятелю А.Ф. Львову сочинение нового гимна. Музыкальный рисунок стал более простым и величественным, а текст был сокращен до одной строфы в шесть строк: сначала дважды пелась первая половина, а затем дважды вторая. Этот гимн оставался государственным гимном Российской империи до самого её конца в 1917 году.

Боже, Царя храни!

Сильный, державный,

Царствуй на славу, на славу нам!

Царствуй на страх врагам,

Царь православный!

Боже, Царя храни!

В феврале 1917 года монархия в России прекратила своё существование и в первые послереволюционные месяцы в качестве гимна использовалась «Рабочая Марсельеза»: песня на музыку французского революционного гимна и на слова известного русского идеолога народничества П.Л. Лаврова.

Отречемся от старого мира,

Отрясем его прах с наших ног…

Наряду с «Рабочей Марсельезой» в 1917 году в качестве гимна использовался и старинный военный марш петровских времен – «Преображенский марш». После Октябрьской революции он продолжал оставаться символом исторической России в Белом движении, боровшемся с большевизмом, и затем в русской эмиграции.

Пришедшие к власти в октябре 1917 года большевики стали использовать в качестве государственного гимна «Интернационал» (слова Э. Потье в переводе А.Я. Коца, музыка П. Дегейтера).

Вставай, проклятьем заклеймённый,

Весь мир голодных и рабов!

Кипит наш разум возмущенный

И в смертный бой вести готов!

Однако «Интернационал» был по своему смыслу коммунистическим партийным гимном, главными настроениями которого были ненависть к старому миру, пафос его разрушения и мечты о новом мире без угнетения. Государству, даже и коммунистическому, требовался гимн, содержащий более жизнеутверждающие идеи: стабильности, устойчивости, величия государственной жизни уже сейчас. И вот в 1943 году, в год коренного перелома в Великой Отечественной войне, был создан новый гимн Советского Союза. Музыкой для него послужил написанный ранее композитором А.В. Александровым «Гимн партии большевиков», а стихи написали С.В. Михалков и Г.А. Эль-Регистан.

Союз нерушимый республик свободных

Сплотила навеки Великая Русь.

Да здравствует созданный волей народов

Единый, могучий Советский Союз!

В тексте упоминался И.В. Сталин, поэтому после «разоблачения культа личности», с 1956 по 1977 год, гимн исполнялся без слов. Новая редакция текста была сделана в 1977 году С.В. Михалковым, и в таком виде гимн просуществовал до начала 1990-х годов.

После утверждения в 1943 году гимна Советского Союза свои гимны стали создаваться и в национальных союзных республиках, а РСФСР была единственной республикой, которая до 1990 года не имела своего гимна. В 1990 году в качестве музыки государственного гимна РСФСР была одобрена «Патриотическая песня» М.И. Глинки. После 1991 года эта музыка стала государственным гимном суверенной России (окончательно гимн был утвержден Указом Президента России от 11 декабря 1993 г. № 2127). Эта замечательная мелодия никогда не имела слов, в 1990-е годы для неё предлагались различные поэтические варианты, но ни один из них так и не был утвержден.

Федеральным конституционным законом «О государственном гимне Российской Федерации» от 25 декабря 2000 г. № 3-ФКЗ в качестве мелодии была утверждена музыка прежнего советского гимна (автор А.В. Александров), а слова гимна должны были быть внесены в текст закона в будущем. В декабре 2000 г. – феврале 2001 г. в Государственную Думу были внесены 5 законопроектов о тексте гимна, и 7 марта 2001 г. в качестве официального гимна России был принят текст С.В. Михалкова.

Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава –

Твоё достоянье на все времена!

Помимо государственных символов, в различных государственных структурах и ведомствах существуют свои знаки, среди которых первое место традиционно занимают знамена, которые от имени Президента Российской Федерации вручаются министерствам и ведомствам, иным органам государственной власти, воинским частям и соединениям, учебным заведениям, научным организациям и другим субъектам государственной жизни, которым по статусу положено иметь этот символ.

Флаг Министерства внутренних дел Российской Федерации утвержден Указом Президента Российской Федерации от 12 июля 2012 года № 983. Он представляет собой темно-синее прямоугольное полотнище с Государственным флагом Российской Федерации в крыже (в верхней четверти у древка). В правой нижней части полотнища на две трети его ширины располагается геральдический знак – эмблема органов внутренних дел Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Флаг МВД России, как и знамена отдельных структур МВД и боевые знамена частей внутренних войск, являются символом чести, славы и доблести органов внутренних дел и внутренних войск, они напоминают личному составу о героических традициях службы. Знамя как символ широко используется при проведении различных служебных ритуалов (приведение к присяге; проведение торжественных мероприятий, посвященных государственным и ведомственным праздникам, проводы личного состава в «горячие точки» и возвращение сотрудников с боевого задания и т.д.).

Важными символами службы являются также государственные и ведомственные награды, погоны, шевроны, служебные знаки, отражающие ведомственную, профессиональную и территориальную принадлежность сотрудников.

Таким образом, значимость служебных традиций, ритуалов и символов заключается не только в том, что они позволяют сохранить положительный опыт старших поколений, но и в том, что с их помощью высокий смысл служения закону входит в повседневную жизнь каждого сотрудника органов внутренних дел, ими обеспечивается связь его повседневной служебной деятельности с духовно-нравственными основами службы.

 

[1] Послание апостола Павла к Римлянам. Гл. 13. Ст. 4 // Библия Онлайн. URL: https://www.bibleonline.ru/bible/rus/52/13.

[2] Там же.

[3] Конституция Российской Федерации [электронный ресурс]. URL: http://www.constitution.ru

[4] О Государственном гербе Российской Федерации: федер. конституц. закон от 25 декабря 2000 г. № 2-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2000. № 52. Ст. 5021.

[5] Об официальном признании и использовании Национального флага РСФСР: Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 августа 1991 г. № 1627/1-1. КонсультантПлюс.

ДАЛЕЕ

Если Вы заметили какие-то погрешности в тексте, опечатки,

если Вас заинтересовала какая-то тема или конкретная статья, напишите пожалуйста.

Я буду благодарен Вам за отзыв по любым содержательным или техническим вопросам.

С уважением

Автор